Знаете, кино в наше время обмельчало. И, нет, дело не в деньгах или спецэффектах – с этим как раз все в полном порядке: бюджеты некоторых фильмов сравнимы с внешним долгом какой-нибудь небольшой страны «третьего мира». Просто фантазии у современных киноделов поубавилось. Новых персонажей и миров почти не создают, а те, что появляются на свет, похожи друг на друга, как клоны из «Звездных Войн». В Голливуде оригинальных концепций не найти, предпочтение отдается сиквелам, приквелам, ремейкам… Материалу, проверенному временем и сборами: продюсерам незачем рисковать, да и свежих идей не попадается.

Современные блокбастеры не «вставляют» так, как это было раньше. В отличие от «Аватара» Джеймса Кэмерона.  Создатель «Титаника» еще раз совершил невероятное, он словно берет нас за шкирку и на 3 часа возвращает в детство и юность, когда существовала «магия кино», динозавры в Парке Юрского Периода были живыми, а роботы казались настоящими. И это прекрасно!

Сюжет «Аватара» незамысловат и стар, как мир, в принципе – это история Покахонтас, рассказанная на новый лад. Но как!

Далёкое будущее. Морпех Джейк Салли прикован к инвалидному креслу в результате боевого ранения. Он узнает печальную весть: его брат-близнец, который должен был лететь на далекую планету Пандора с какой-то необычной миссией, погиб. Но Джейк может полететь за него, в конце концов, морпехи бывшими не бывают. Пандора – очень необычная планета: во-первых, на ней добывается очень ценный минерал, во-вторых, ее наполняет уникальная флора и фауна. А еще на ней живут аборигены – существа расы На’Ви, сильно мешающие добыче ценного минерала. Миссия Джейка состоит в том, чтобы получить себе аватара -  переместить себя  в тело одного из На’Ви, а затем втереться к аборигенам в доверие и выяснить все о них, дабы они больше не создавали трудностей для добычи минерала. Сами по себе На’Ви очень похожи на наших, земных индейцев времен конкистадоров. Во время своей первой разведывательной миссии Джейк знакомится с очаровательной дочерью вождя одного из племен На’Ви и, разумеется, влюбляется в нее. Настолько, что встает на их сторону, готовый спасти расу На’Ви. Любой ценой.

Но главное в «Аватаре», как, впрочем, и в любом блокбастере, не сюжет. Главное – его реализация. В «Аватаре» она на недосягаемой высоте. Джеймс Кэмерон обещал зрителям абсолютно новый мир в полном 3D, и он сдержал свое слово. Он сделал художественным эффект 3D-изображения и создал с его помощью невероятно детализированную, очень живую планету Пандора. Настоящий объёмный мир. Его интересно исследовать, его практически можно ощутить. И, уж точно, безоговорочно верить, всему происходящему на экране. У меня таких впечатлений от фильма не было уже лет 12.

По сути, Джеймс Кэмерон подложил большую жабу всем режиссерам в Голливуде. Он готовился более 10 лет и совершил новую революцию в мире кино, снял фильм, после которого любой блокбастер будет выглядеть как бессмысленная поделка, отставшая от прогресса на несколько поколений. Киноделам придется очень сильно постараться, чтобы переплюнуть детище Кэмерона, да и вряд ли у них это получится. С «Титаником» не получилось до сих пор. 

Совершенно новые впечатления от просмотра добавляет полное 3D, в котором снят «Аватар». Невероятный по качеству эффект, который начинает восприниматься как должное буквально через пару мгновений после начала фильма, позволяет погрузиться в мир «Аватара» буквально с головой. Мир, в котором просто приятно быть, интересно переживать вместе с героями, ненавидеть злых военных, а На’Ви воспринимать настоящими, живыми, а как иначе?

«Аватар» – кино невероятного масштаба, аналогов которому нет (по почти официальным данным, самый дорогой в производстве фильм). Джеймс Кэмерон еще раз подтвердил свой статус главного режиссера современности, он создал нечто совершенно новое и уникальное. Как это было почти 10 лет назад, когда он снял свой легендарный «Титаник». «Аватар» – потрясающий фильм, который просто обязан посмотреть каждый. Для того чтобы еще раз почувствовать ту, уже подзабытую сейчас магию кино. И потому, что ждать нового фильма Кэмерона придется еще несколько лет. И, пока вы думаете, я, пожалуй, куплю еще пару билетов на «Аватара»: мне, черт возьми, понравилось на Пандоре!

Теги: кино, современник, аватар, рецензия

Алексей Прохоров 
19 грудня 2009