Новая неделя – новые открытия. Наша сегодняшняя героиня не художник и не музыкант, не дизайнер и не фотограф. Не смотря на это, она очень гармонично влилась в мир искусства, доказав тем самым, что эта, для многих закрытая и особенная планета, ждёт каждого из нас. Главное – желание попасть в него. New Name недели - Нина Бурневич - арт-менеджер, арт-дилер, независимый куратор.

Geometria: Расскажи о себе. Когда ты начала увлекаться искусством?

Нина: Раньше я работала в абсолютно другой сфере – в отрасли рекламы и маркетинга. За 7 лет такой деятельности получила хороший опыт и знания. По образованию я - экономист-международник. Это еще одна полезная профессия. И так случайно получилось, что 4 года назад меня попросили помочь одному украинскому художнику с организацией выставки и рекламой - как выставки, так и самого художника. Я, как опытный маркетолог, не могла не составить маркетинговый план с вопросами о целях, аудитории, рынках сбыта и т.д. На встрече с художником я тогда, наверное, выглядела глупо. Это я сейчас понимаю. Ведь им не очень важно во всем этом разбираться и отвечать на такие заумные вопросы, которые я ему задавала. Выставку для него я помогла организовать. Но когда речь зашла о PR стратегии для этого автора, я, конечно, стала изучать все, что происходит в мире современного искусства. Остановиться было невозможно. И сейчас это уже и мое хобби, и работа, и, наверное, одно из самых больших увлечений в жизни.

Geometria: Кто вдохновил тебя на такую интересную работу?

Нина: Само искусство и вдохновило. Жизнь мне дала шанс попасть в этот мир. В мир красок, холстов, фантазий и творчества. Я вцепилась в этот шанс. Потому что для меня это идеальная работа – планировать самостоятельно свой день, вдохновляться прекрасными людьми и их шедеврами, создавать арт проекты и много общаться. Я очень люблю то, чем занимаюсь.

Geometria: Насколько она сложна?

Нина: Когда я делюсь с друзьями своими проблемами, жалуюсь, немного ною и пытаюсь поделиться трудностями, чаще всего от них, вместо утешения, я слышу фразу: «Но ведь то, чем ты занимаешься, это так интересно!» Да, так и есть! Все сложности не так ощущаешь, когда дело приносит удовольствие. Наоборот, преодолевая их, чувствуешь себя сильнее.

А острых углов и проблем очень много. Начиная от глобальных – спроса на предметы искусства и соответственно их продаж, и заканчивая физической усталостью после того, как разгрузишь 20-ть или больше картин. Поскольку большинство моих художников живут не в Киеве, мне приходится и этим заниматься. Но я не ощущаю обиды и не раздражаюсь. Наоборот, мне не нужен фитнес-клуб, я всегда в форме и еще это невероятное чувство, когда ты несешь картину, которая, возможно, скоро будет продана на мировом аукционе и за немалые деньги. А некоторые картины излучают такую энергетику, что вот так перегружая их, ты абсолютно не устаешь.

Geometria: Считаешь ли ты себя творческим человеком?

Нина: Я не умею рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Иногда хочется написать четверостишье, но это в эмоциональном подъеме. Это максимум. Нет, я не творческий человек. Но все мои проекты - это креативные идеи, которые я, в принципе, сотворила совместно с художником или фотографом. Я не люблю организовывать выставки в обычных галереях и ограничиваться просто развеской картин и приглашением на открытие. Я всегда хочу придумывать новые сценарии и их воплощать. То есть, я творю в своих арт-проектах. Наверное, все-таки, я немного творческий человек.

Geometria: Где ты черпаешь вдохновение?

Нина: В искусстве, в детях, в новых знакомствах, в своем деле.

Geometria: Какие мировые музеи, выставки ты посетила?

Нина: Мировых пока очень мало. Поездками по таковым похвастаться не могу. Если выбираюсь за рубеж, первым делом бегаю по галереям и ищу арт-дилеров с целью организации проектов.

Geometria: Какие из них тебя поразили сильнее всего?

Нина: Очень люблю творчество Врубеля, поэтому в Москве побежала на второй день в Третьяковскую галерею, в его зал.

Geometria: Расскажи о своих выставках, презентациях, аукционах?

Нина: С 2012 года их было очень много. Почти ежемесячно что-то открываю и провожу. Были выставки и проекты в разных городах и на разных площадках. Картины, которые я выставляла, можно было увидеть в аэропорту, в фитнес-клубе, в конном клубе и в других необычных, казалось бы, для искусства местах. В Украине работаю со многими музеями и галереями. Последнее время стала очень требовательной, хочется западных стандартов работы, чтобы галерист был не просто тем, кто сдает в аренду помещение, но и занимался продажами. К сожалению, таких очень мало в Украине. С аукционами еще сложнее. Продаю иногда картины с целью привлечения средств для помощи детям или нуждающимся в этом организациям. Как, например, в рамках презентации Kiev.resto (деньги от продажи картины одесского художника были потрачены на закупку средств гигиены для детей из интерната).

Geometria: Случались ли каверзные ситуации?

Нина: Иногда работы абстрактных художников, во время монтажа, вешаю не правильно, вверх тормашками. Я делаю это случайно и потом исправляю ошибку, но бывают такие случаи, когда картина висит не правильно, иногда она от этого хуже не выглядит, даже наоборот, приобретает что-то новое в своем содержании.

Geometria: Расскажи о своём вкусе в искусстве.

Нина: Я очень восприимчива к цветам, поэтому люблю ярких колористов. Люблю, когда в работе много света, солнца. Это сразу создает настроение. По направлениям нет предпочтений. Одинаково мне может понравится и что-то абсолютно абстрактное и гипер-реалистичное.

Geometria: Ты сотрудничаешь исключительно с талантливыми творцами или приходится работать с разными людьми и их творчество не всегда импонирует тебе?

Нина: Среди художников, с которыми я работаю, есть «мои» художники - это те, кого я нашла, «выловила» и напросилась на сотрудничество. С такими авторами безумно приятно работать, потому что я получаю удовольствие от каждого контакта с их произведениями. Безусловно, они талантливы и если публика это сразу не замечает, то спустя время, когда я «открываю» художника миру, его ценят и восхищаются. Мне эти моменты приятны не менее, чем самому автору, ведь я стремлюсь к признанию обществом «моих» художников, я работаю для того, чтобы их заметили, оценили, полюбили и купили их произведения.

Таких, чье творчество мне не импонирует, почти нет среди тех, с кем работаю. Иногда организовываю коллективные проекты, в которых принимают участие разные авторы и представляют разные работы. Тогда конечно могут попадаться такие, к которым я равнодушно отношусь, они меня не задевают в эмоциональном смысле.

Geometria: Арт- куратор, дилер, менеджер – что удаётся тебе лучше всего?

Нина: Отвечу о том, что удается сложнее. Дилером быть труднее всего. По причине отсутствия арт-рынка в Украине. Его можно построить, сформировать, воспитать вкусы и понимание того, что покупка картины - это прежде всего инвестиции в Ваше настроение, в Вашу историю как коллекционера и это безумно интересное занятие. Но для этого нужно время и в одиночку работать и все это сформировать невозможно. Нужны государственные программы, которые бы формировали привычку и желание купить предмет искусства, формировали понимание и отношение к искусству как к высшим ценностям. На Западе, в Европе, почти в каждом доме, квартире, комнате висят на стенах картины. Они могут быть очень дешевыми, купленными за гроши, но каждый хозяин помнит то место и ту ситуацию, когда он купил эту картинку и для него это часть жизни, он любуется ими, гордится. И это правильное отношение к арту.

Geometria: Возможно ли заниматься искусством, проводить выставки без определённого образования?

Нина: Да, я тому живой пример. У меня нет образования в сфере искусства. Я постоянно испытываю чувство голода и потребность в знаниях из этой сферы. Поэтому днями и ночами готова изучать, читать, интересоваться и пробовать все на практике. Главное желание.

Geometria: Назови своих любимых современников, почему именно они?

Нина: Почти все мои любимые современные художники - это те, кто сочетает профессионализм, эмоции и нестандартный подход в своих работах. Я не хочу утверждать, что другие творческие люди создают недостойные внимания картины, но среди тех, кто встретился на моем пути, я восхищаюсь следующими: Катерина Билетина – из современных авторов она, пожалуй, единственная, кто пишет современные портреты, одевая своих знакомых в украинские наряды. Ее картины полны света, лирики и любви к людям. Я часто от нее слышу слова восхищения в адрес обычных, на мой взгляд, людей. Она может восхищаться внешностью мужчины или женщины, которые для многих кажутся ничем не приметными персонажами. «Смотри, какое красивое лицо» - может воскликнуть Катя, заметив интересный для нее типаж, который для меня может быть даже отталкивающим. Это прекрасное качество – видеть в людях внутреннюю красоту, которую излучает их внешность.

Виктор Дейсун - художник-абстракционист. Его цветовые пятна, линии, лессировки и умение творить на полотне абстрактное искусство меня завораживает. Этот художник может очень профессионально написать любую фигуративную картину, но работает именно в стиле абстрактной живописи, поскольку она его привлекает больше чем реализм. Его картины заряжают настроением. Поначалу немного сложно их понять, но когда часто их рассматриваешь, то замечаешь, как ты меняешься и как буквально растешь в своем понимании и восприятии абстрактного искусства, которое на Западе, кстати, очень популярно.

Сергей Резниченко - художник из Львова. Он мастер обнаженной натуры, но его женщины абсолютно не пошлые, они нежные, возвышенные и очень притягательны. Никогда раньше не думала, что мне понравится разглядывать картину, на которой изображено оголенное женское тело. Но когда это красиво, то не важно кто зритель, мужчина или женщина.

Автандил Гургенидзе – художник из Тбилиси. Он, пожалуй, единственный автор, который может нарисовать на полотне целую Вселенную. И вы будете долго рассматривать этот мир, ежедневно открывая новые его галактики. Он очень самобытен, подобных художников я не встречала. К тому же он великий изобретатель и мне приятно работать с таким творцом, который готов создавать новые и иногда сумасшедшие проекты.

Geometria: В каком состоянии сейчас искусство в Украине?

Нина: Я думаю, что искусство в Украине сейчас находится в состоянии выбора. Выбора путей развития, путей самореализации и того направления, по которому оно будет идти дальше. К Украине сейчас повышенный интерес во всем мире. Украинские художники имеют возможность заявлять о себе и быть услышанными. К сожалению, нет финансирования для проектов. Все галереи и даже музеи проводят выставки за деньги. В среднем организовать выставку в Украине стоит от 500 до 1000 долларов - это без всяких гарантий, что ты сможешь покрыть эти расходы за счет продаж с этой выставки. Поэтому многие картины пылятся в мастерских, художники находятся в очень тяжелом финансовом положении, а иногда и в депрессии. Благодаря таким выставочным площадкам как Арсенал и Пинчук Арт-центр мы имеем возможность знакомиться с одними из лучших представителей современного мирового и украинского искусства. Но, повторюсь, что не все авторы могут активно участвовать в таких проектах из-за нежелания и неумения себя продвигать и популяризировать. Для этого и нужны арт-менеджеры, кураторы и арт-дилеры. Хорошо то, что таким звеном может стать сейчас абсолютно любой человек, кому нравится творчество определенного художника. Так произошло со мной - желание помочь художнику продать его картины и рассказать о нем публике подтолкнуло меня к выбору этой профессии. Из увлеченных друзей могут получиться отличные арт-менеджеры, а из них – прекрасные кураторы, ведь осуществить хороший арт-проект может тоже только влюбленный в искусство человек.

Я иногда продаю картины на Андреевском спуске. К этому меня привел кризис в стране и желание попробовать новый вид продаж. Я долго не решалась на это. Но в апреле этого года загрузила около 30 полотен в машину и выехала на Андреевский. Вы не представляете, как интересно проходили эти продажи искусства «с асфальта». Некоторые прохожие буквально не могли насмотреться на произведения, которые я привезла. Многие открыто восхищались и желали мне удачи. Это неописуемый восторг, когда в течении дня ты общаешься с людьми и можешь долго им рассказывать о художниках, об их творчестве и видеть восхищение в глазах людей. Но покупки, к сожалению, осуществляли в основном иностранные туристы. Что еще раз говорит о неготовности украинской публики воспринимать искусство как ценность, которую нужно приобрести, и она будет для тебя и украшением дома, и другом, и творцом твоего ежедневного настроения.

Geometria: О чём ты мечтаешь?

Нина: Не знаю, можно ли вот так делиться своими мечтами, но о некоторых из них Вам расскажу. Во-первых, о мире в нашей стране. О мире в мире. О спокойной жизни и о достатке для всех. Мечтаю открыть арт-бюро. Не галерею, а что-то объединяющее офисное пространство и выставочный зал. Это может быть просто большой офис в бизнес-центре. В нем я буду хранить картины, проводить встречи и презентации. Ко мне можно будет зайти в обед на чашку кофе и послушать историю о художнике из ЮАР или Испании, или другой страны. Посмотреть его работы и узнать об арт-проектах, которые я буду проводить в ближайшее время. Это будет такое бизнес-арт-пространство. Очень хочу его создать! Мечтаю, чтобы за картинами стояла очередь, как за чем-то важным, без чего сложно прожить. Мечтаю сделать выставку Марка Фигуэраса из Барселоны и привезти в Киев работы грузинских студентов. Мечтаю встретиться с Михаэлом Саакашвили. Есть к нему разговор.

Geometria: Какие у тебя планы на ближайший год?

Нина: Осенью в Киеве планирую проект БИЗНЕС-ЛАНЧ, в котором также будут принимать участие киевские рестораны.

В аэропорту «Киев» стоит самолет, который скоро будет разрисован Автандилом Гургенидзе - этот проект долго вынашиваю и готовлю, надеюсь, он будет очень интересным и привлечет внимание, в том числе и мировой арт-общественности.

Новые идеи появляются ежедневно. Вот буквально вчера на вернисаже один знакомый художник предложил кураторство его проекта. Это будет связано с ароматами. Детали пока рассказать не могу, но это тоже будет необычным мероприятием.

Теги: geometria new names, арт-диллер, нина бурневич

Petrovna 
02 листопада 2014